Митинг-2021
Как и было объявлено накануне, 25 августа 2021 года на площади Первого Мая Казани была представлена обширная концертная программа: отрывки из триптиха «Муса. Моабит», «Песни в исполнении лауреатов Всероссийского и Международного конкурсов», «Пластические композиции артистов ансамбля Песни и Пляски» и различные выступления, в том числе нынешних лауреатов премии имени М. Джалиля. Концерт несколько раз прерывался для перечисления подпольщиков, чьи барельефы установлены на площади, на минуту молчания и для произнесения нескольких речей с упоминанием их имëн.
Вот, собственно, и всë описание августовского митинга этого года, вообще-то посвящаемого памяти членов подпольной группы Гайнана Курмаша (а по официальному – «Памяти Мусы Джалиля и его соратников»). Этот митинг ожидаемо всë больше превращается в концерт, отличающийся от всех остальных лишь тем, что он проходит на открытом воздухе, а исполняемые на нëм номера так или иначе связываются со стихами Джалиля или с его именем. Но с каждым годом это мероприятие имеет всë меньшее отношение к подпольщикам; другими словами, митинги памяти борцов с фашизмом превращаются в повод для представления общественности очередного поколения артистов под прикрытием имён этих борцов (точнее, имени одного из них), поэтому было бы честнее проводить такие выступления без заверений, что они посвящаются их памяти. А поскольку эти концерты, несмотря на обильное упоминание имени Джалиля, не имеют никакого отношения к подпольщикам, было бы также честнее сокращать длительность этих митингов за счëт их художественной части. Поэтому прошлогодний митинг я оцениваю выше нынешнего, потому что он длился полчаса, а теперешний – час.Как и в прошлый раз, было любопытно, как будет построен его сценарий, потому что обычно его организовывал Союз писателей РТ, а в этом году сменился его председатель. Моё любопытство подогревалось ещё и тем, что новый председатель Ркаиль Зайдулла справедливо ратовал за оказание равного внимания всем писателям, а не только, образно говоря, «великолепной пятёрке» из их числа, однажды утвердившейся в статусе непревзойдённой, и даже критиковал тенденцию к приукрашиванию образа Джалиля. (Пример такой критики – в фильме «Возвращение поэта» 2005 года. Не путать с фильмом «Муса Джалиль. Возвращение поэта» 2008 года; записи обоих у меня имеются). Но Зайдулла поступил гениально просто: писательский Союз ничего не стал организовывать, уступив эту работу Министерству культуры и Министерству по делам молодёжи РТ. Ну, это дело хозяйское, только, по-моему, председателю стоило продолжить эту линию до конца: и самому не выходить к микрофону. Судите сами: что нового в его словах, что, мол, искренней любовью к Родине и своими стихами Джалиль спас честь своего народа; «Прежде всего он, конечно, поэт... У него нет ура-патриотизма, но внутренний дух, любовь к Родине, к своему народу постоянно чувствуется»? Другие подпольщики, видимо, страдали ура-патриотизмом, поэтому никто из современных писателей не чувствовал в них постоянно любви к Родине, а Джалиль так сильно любил еë, что в одиночку спас честь своего народа...
Одна из ведущих встречи, объявляя выступление Чулпан Мусеевны, сказала, что она - «...Связующее звено между Джалилем, его эпохой и нами». Полностью согласен, но возникает вопрос. Даже когда были открыты барельефы подпольщикам, казнённым вместе с Джалилем, ещё были в живых знавшие их родственники; и много ли вы знаете случаев выступлений этих «связующих времена звеньев» на митингах? (Кроме дочери Джалиля, разумеется). Я из таковых знаю только троих: это сын Абдуллы Алиша Алмаз, вдова Рахима Саттара Сания и его сын Иль. (В 2010 году было приглашение племянника З. Хасанова – Зиннатуллы, А. Баттала – меня, и родных Г. Курмаша. Но мы с Зиннатуллой действительно не застали ту, военную эпоху, а родственников Курмаша, лично знавших его, приглашать было поздно по состоянию их здоровья). Так почему в те годы нельзя было пригласить родных братьев или сестёр и других героев? В чём наши отцы и дяди, сами участники войны, были бы хуже других, связывающих эпохи гостей митинга?
Ещё меня заинтриговали слова «поэта-публициста, общественного деятеля, лауреата государственной премии имени Г. Тукая» Зиннура Мансурова, что как-то с группой писателей он побывал в тюрьме Плетцензее, и там он долго в задумчивости стоял около гильотины. Как человек 1949 года рождения, в 1975-ом только начавший журналистскую деятельность, член Союза писателей с 1982-го, мог видеть в Плетцензее гильотину, если, судя по справочным данным, её уничтожили сразу после войны, а в 1952 году в этой тюрьме на месте казней создали мемориал; как мы с дочерью видели - без гильотины? Разве что поэт-публицист мог путешествовать во времени…
Встретились мы взглядами и с Рафисом Курбаном, автором проходного романа «Ватан». После некоторого раздумья я всё-таки слегка кивнул ему - он не ответил. И правильно сделал, потому что хоть в этом он был искренен.
Завершая концерт… то есть митинг памяти Джалиля и «его соратников», другой ведущий сказал: «О таких героях нельзя забывать и, конечно же, нельзя молчать». А разве на сегодняшнем митинге рассказывали обо всех героях?
Среди телекомпаний, представивших репортаж о митинге, «Россию 1» я бы назвал победителем. Там кратко перечислили основные этапы этого мероприятия, никого при этом не обожествив, поэтому после их репортажа даже можно было поверить, что на митинге на равных вспоминали всех казнëнных подпольщиков. Можно сказать, эта телекомпания реабилитировалась после своего прошлогоднего сомнительного репортажа об открытии школы в родной деревне Абдуллы Баттала...
Leave a comment
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.