Братья Баттал — Бертуган Батталлар
2Сен/160

Размышления о митинге 2016 года

Митинг 2016

Митинг 2016


25 августа 2016 года состоялся очередной митинг, посвящённый памяти членов подпольной группы, созданной Г. Курмашевым. Приятно было услышать (из уст дочери М Джалиля), что в этой группе был не один Джалиль: «Мой отец – не один. Мы должны всегда помнить, что они всегда были вместе, все вместе боролись... Известно, что подпольная группа была очень большая, очень разветвлённая, и эти одиннадцать человек не выдали никого и спасли жизнь очень многим подпольщикам... Наша память должна быть вечной...». Наконец-то... (Сравните с концом выступления в 2009 году: «...Спасибо, что пришли почтить память моего отца»). И, как видим, это признание ничуть не задело честь и достоинство того единственного в этой группе, кто был удостоен звания Героя Советского Союза.

Чулпан Мусеевна на митинге 2016

Чулпан Мусеевна на митинге 2016


А вот некоторые гости из других регионов, приглашаемые на митинг, к сожалению, и раньше часто напоминали школьников, не подготовившихся к уроку, а теперь, после такой тенденции в выступлениях дочери Героя, особенно. Предлагаю поистине «уникальное» (для митинга этого года) выступление заслуженного писателя республики Алтай Бронтоя Бедюрова: «От высоких Алтайских гор и седых вершин низкий поклон Чулпан апага и татарскому народу»; «...такой замечательный день – день памяти выдающегося человека, легендарного нашего героя, подлинного патриота»; «Он умирая, шёл, мы знаем, шёл, умирая, ...и он прекрасно знал, что на родине осталась единственная дочь; он шёл, распевая; он, умирая, пел в тюрьме, в темноте... это он - талант, он – рождённый поэт, только рождённый поэт может так... поэтому я стою перед вами...». (Обращаю внимание: все цитаты я привожу по записи с диктофона). Поэтому заслуженный писатель вызвал и заслуженное оживление аудитории – разумеется, той её части, которая слушала внимательно, особенно когда он упомянул «единственную» дочь «легендарного нашего героя». Да, невозможно запомнить всех героев войны, но раз уж приходится говорить о них, почему было не обратиться к организаторам митинга за консультацией? Или всего лишь прочитать свои стихи, как сделал поэт из Чувашии Валерий Тургай...

Тем более уныло выглядят телевизионные репортажи на эту тему. Что мешает телекомпаниям сохранить в редакционных компьютерах историческую справку по теме митинга, повторяющегося каждый год – чтобы не наступать на те же «грабли»? В этом году о митинге отозвались «Звезда-KZN» и «Эфир» - почему-то практически одним сюжетом на двоих, который прошёл под девизом «Отважное сердце Джалиля». (По словам корреспондента М. Постновой, «Автор перевода «Моабитской тетради» на чувашский В. Тургай подмечает: у Джалиля – отважное сердце». У товарищей Джалиля сердца, видимо, были... ну, не очень отважными). И такие образцы «наблюдательности» повторяются каждый год; например, 16 февраля 2013 года у памятника Джалилю один член союза композиторов РФ и РТ, чуть позже ставший лауреатом премии имени М. Джалиля, сказал: «Такие личности, они вызывают огромный интерес, и мы уже, со школьных лет уже читали их поэзию, интересовались их творчеством, их судьбой тяжёлой, ведь она у них была непростая...». (Как нетрудно догадаться, такие же откровения ожидают читателей в газетах, журналах и интернете).

Председатель Союза писателей РТ Данил Салихов

Председатель Союза писателей РТ Данил Салихов


Далее в упомянутых репортажах сообщается, что по воспоминаниям рижского писателя Михаила Зорина, который отдыхал с Джалилем в Одессе, «поэт был человеком весёлым, шумным, со звонким смехом» («Звезда-KZN»); «Джалиль любил плавать; человеком он был весёлым, шумным, со звенящим смехом. А сотрудник архива Людмила Кузнецова удивляется: несмотря на такую лёгкость, Джалиль был героем большой воли» («Эфир»).

После таких «новостей» я испытываю благодарность тем телекомпаниям, которые никак не реагируют на очередной митинг. (Справедливости ради нужно сказать, что иногда по каналу ТНВ 25 августа хотя бы говорят, что «сегодня – день памяти Джалиля и его товарищей»). Но есть же подробности, которые действительно могут разнообразить репортаж о митинге, что и произошло в этот раз: было отмечено, что в этом году исполняется сто лет со дня рождения Ф. Сейфульмулюкова, А. Баттала, З Хасанова – правда, почему-то не упомянув в этом ряду С Бухарова; был также, наконец, отмечен тоже давно известный факт, что не один Джалиль писал в плену стихи, и прочитаны стихи Г. Курмаша, А. Симая и А. Баттала.

Напоследок проверьте себя. Представьте, что точно так же, как о Джалиле, сказали бы о любом его товарище, казнённом с ним. Например: «Атнашев был шумным, весёлым, со звонким («звенящим» – нужное подчеркнуть) смехом, любил купаться и, несмотря на это, был героем большой воли...» - и т.д. Угадайте, какова была бы реакция на такой репортаж обычного человека? Правильно: это что – шутка? Что в нём героического - любовь к купанию и шумный смех? А ведь Курмашев с несколькими товарищами успел переагитировать три батальона легионеров до того, как они привлекли к своей работе Джалиля (см. выше)...

Комментарии (0) Пинги (0)

Пока нет комментариев.


Leave a comment

Нет обратных ссылок на эту запись.