Опять о февральских днях рождения
12 февраля 2018 года исполнилось семьдесят лет писателю Шагинуру Мустафину, в связи с чем агентство «Татар-информ» взяло у него интервью. Я давно знаком с Шагинуром Ахметсафовичем и знал о его трудах по стиранию «белых пятен» в истории Великой Отечественной войны и восстановлению добрых имён героев, остававшихся безвестными, и это интервью только подтвердило моё уважение к его деятельности. Но, к сожалению, и в этом случае не обошлось без «ложки дёгтя».
Упоминание юбиляром его последней книги «Они из созвездия Джалиля-Курмаша!..» («Алар Җәлил-Кормаш йолдызлыгыннан!..») побудило корреспондента задать ему такой вопрос (цитирую по видеозаписи, «прикреплённой» к репортажу): «Сейчас ведь есть продолжатели Джалиля; так вот, от них частенько приходится слышать, особенно от Фарита Салахова... Салихова... он говорит: почему продвигают одного Джалиля, а других – нет; беспокоится он и по поводу присвоения их имён улицам...». Ответ Мустафина: «Действительно, Джалиль был не один. Если бы рядом с ним не было таких товарищей, не было бы и его. Да, это суждение имеет глубокий смысл. В последнее время есть улицы имени Алиша и Саттара, но давно пора увековечить и другие имена. Есть род Салиха Баттала, уникальный род. ...Во всяком случае, Курмаш был правой рукой Джалиля... да и Алиша называли его правой рукой; в-общем, их обоих так называли - «правое крыло » и «левое крыло», и они были интересными личностями...» и т.д.
К слову, я не понял: кто такие «продолжатели» Джалиля? Судя по дальнейшим словам, это я и есть, несмотря на впопыхах придуманную мне фамилию (ранее я разговаривал с корреспонденткой, беседовавшей с Ш. Мустафиным и знаю, что она читала этот наш сайт). Насколько мне известно, бывают продолжатели начатого кем-то дела и продолжатели рода. Как вы понимаете, по отношению к Джалилю я не являюсь ни тем, ни другим. Ну да бог с ним, с формулировкой вопроса - кто второпях не ошибается; я сейчас об ответе Мустафина.
Спасибо ему за чёткое признание, что без товарищей не было бы и Джалиля – разумеется, в качестве боевого члена подпольной организации, а не просто легионера, сочинявшего, по словам М. Черепанова, стихи о любви к родине, сидя в бараке лагеря. (Вообще-то невозможность воевать в одиночку, в том числе в форме подпольной борьбы – это прописная истина). На карте Казани я нашёл и улицы имени Алиша и Саттара – спасибо, до этого я не знал о них. Не имею ничего и против молчания Ш. Мустафина о появившейся в Казани три года назад улице имени братьев Батталовых – никто не обязан знать обо всех улицах даже родного города. (Правда, любопытно, конечно, как он узнал об улицах Алиша и Саттара).
Меня удивил повтор штампа о «правой» и «левой» «руках» («крыльях»). Создатель и командир подпольной группы Курмаш был «рукой-крылом» у Джалиля? Да, так напечатано в книге Ф. Султанбекова «Мужество останется в веках»: «Абдулла Алиш был «правым крылом Беркута» (Джалиля – ФБ), Гайнан Курмаш - «левым крылом Беркута...» и т.п. (стр. 173). Но при личном общении Султанбеков говорил, что командиром у них был всё-таки Курмаш, что подтверждали и его дети. Это противоречие, очевидно, можно объяснить, если взглянуть на имена редакторов книги. К сожалению, оно лишний раз подтверждает приверженность многих людей к однажды сложившимся стереотипам... Был бы признателен любому, кто сможет объяснить это противоречие менее болезненным для редакторов образом.
И кроме этой, давно появились книги других авторов - «тяжеловесов» в истории, с научными званиями. Например, того же профессора А. Ахтамзяна, который также чётко называет имя командира подпольной группы, а именно Г. Курмаша. Странно, если юбиляр - следопыт, участник многочисленных поисковых экспедиций, удостоенный за произведения на военно-патриотичекие темы золотой медали им. М. Ломоносова, много времени проведший в архивах, не заметил других источников на тему группы Курмаша. И, несмотря на упоминание нашего родственника Салиха Баттала, причём здесь он и его род, когда речь – о подпольщиках?
Что же, просто Шагинур Ахметсафович держит слово, данное им на похоронах своего кумира-однофамильца Рафаэля Мустафина, продолжить его дело. Кстати, показывая на обложке своей книги его фотографию, он объяснил, что поместил её в один ряд с подпольщиками потому, что тот - тоже «настоящий джалилец». Раньше это слово означало товарищей поэта, казнённых вместе с ним; если теперь называть так всех, кто видит ключевой фигурой подполья одного Джалиля, я, пожалуй, соглашусь с ним...
Вот, собственно, и всё о февральских событиях 2018-го года. А вы думали, я о дне рождения Джалиля? Даже не все телеканалы и газеты сообщают о нём, потому что ритуал его празднования давно отшлифован. Пусть и так, только почему бы не сообщать ещё и о дне рождения хотя бы Гайнана Курмаша (у него он тоже в феврале)? Я уже не говорю о чтении его «Моабитских» стихов...
Понравилась статья?
Нет обратных ссылок на эту запись.
Leave a comment
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.