Братья Баттал — Бертуган Батталлар
8Фев/190

Поездка в Санкт-Петербург

У памятника "Разорванное кольцо"

У памятника "Разорванное кольцо"

Благодаря любезному приглашению из казанской школы № 31 я в составе небольшой делегации с 17 по 21 января 2019 года побывал в Санкт-Петербурге. Представители Казани и ещё семи населённых пунктов России (городов и сёл, не считая Петербурга) были приглашены преподавателями средней общеобразовательной школы № 212 Фрунзенского района Петербурга и государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения «Академия талантов» для участия в конференции «Мы – граждане России», посвящённой 75-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в Великой Отечественной войне. Как было сказано в «Приглашении», «Целью конференции является обмен опытом по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Как и в поездке в Оренбургскую область, к нам присоединилась заместитель директора Дома детского и юношеского туризма и краеведения «Простор» Ново-Савиновского района Казани Фарида Бакиевна Салимова.


17 января на Московском вокзале Петербурга нас встретили учителя 212-й школы Светлана Павловна Пеунова (география) и Елена Сергеевна Лапина (история). Они сопроводили нас до нашей гостиницы «Каменноостровская», которая на интернет-карте обозначена своим историческим названием «Кухонный корпус». Оставив вещи в номерах и собравшись через полчаса в вестибюле, мы отправились на экскурсию в музей Эрмитаж. Выйдя из метро на «Невском проспекте», мы увидели на Дворцовой площади репетицию парада в честь 75-летия снятия блокады. Несмотря на оцепление вокруг площади, тротуары были свободны, и мы спокойно прошли к Зимнему Дворцу – одному из пяти корпусов Эрмитажа, в котором находится главный вход в него. После гардероба нас встретила ещё одна учительница истории из 212-й школы – Любовь Михайловна Леонтьева, которая на профессиональном уровне провела для нас экскурсию по всем залам музея (сегодня был день бесплатного посещения). Через полтора часа мы покинули Эрмитаж и, расставшись с нашими гидами по городу и музею, вернулись в гостиницу.

18 января был первым днём работы конференции. Она проходила в «Академии талантов» - учреждении дополнительного внешкольного образования, расположенного рядом с Кухонным корпусом в Каменноостровском дворце – бывшей загородной императорской резиденции, построенной при Екатерине II. Сначала ведущая конференции, руководитель детской организации «Юниор» 212-й школы Казёнкина Татьяна Николаевна предложила прослушать гимн Ленинграду. Затем, после приветственных слов и исполнения ученицей этой школы Анастасией Барвинко песни «Маленький северный рай», последовали видеоролики, выступления педагогов той же школы и представителей различных образовательных учреждений Петербурга о работе их школьных музеев и изучении боевого пути героев войны. Эти выступления прерывались инсценировками блокадной жизни в Ленинграде в исполнении школьников и музыкальными номерами.

Перед конференцией в "Академии талантов"

Перед конференцией в "Академии талантов"


Из всех выступлений два особенно привлекли моё внимание. Доклад кандидата педагогических наук, доцента кафедры специального педагогического образования Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования Евгения Николаевича Барышникова «Воспитание гражданина и патриота» представлял набор пожеланий со ставшим классикой лейтмотивом «У меня есть мечта»: «Мы с вами хотим воспитать замечательных людей, и чтобы у них были замечательные личностные качества...»; «У человека должна быть система ценностей»; «Мы все хотим, чтобы мы полюбили Родину»; «Чтобы каждый ребёнок, воспитанник, растущий человек почувствовал себя гражданином Родины»... На такой же оптимистической ноте выступающий завершил своё видение будущего: «Мне хочется верить, что все – и дети, и взрослые, присутствущие в этом зале - и обладают личностными качествами, и обогащают свой опыт, и обладают гражданской идентичностью».

После этого доклада, признаюсь, у меня возникла неуверенность, обладаю ли я «гражданской идентичностью». У меня только мелькнула мысль: разве для того, чтобы дети полюбили Родину, педагогу недостаточно просто быть хорошим человеком? Ну да ладно, специалистам это виднее...

Следующей, чей рассказ произвёл на меня впечатление, была постоянная гостья 212-й школы – пережившая блокаду жительница Ленинграда-Петербурга. (Ведущая почему-то не назвала её имя при предоставлении слова). Она рассказала о тяготах жизни в блокадном городе на основе собственного опыта, в частности - как она отвозила свою умершую маму на санках на Александро-Невскую лавру. В перерыве я подошёл к ведущей и уточнил, что выступавшую зовут Зера Андреевна. Подошёл я и к Зере Андреевне; я спросил её, записывает ли она свои впечатления для потомков. Ответ был неутешительным: «Нет; кому это нужно...». Я выразил сожаление по этому поводу и пожелание, чтобы её воспоминания всё-таки остались в истории.

По окончании первой части конференции для всех гостей Петербурга провели экскурсию по залам Каменноостровского дворца.

В начале второй части конференции после вручения гостям дипломов и благодарственных писем выступила заместитель директора 212-й школы по воспитательной работе Елена Александровна Казёнкина. Благодаря краткости – меньше минуты! – её речь заслуживает того, чтобы привести здесь её суть: «...Моя мама девятьсот дней была в этом городе, и после этого появилась я – через многие годы. И сегодняшнюю, может быть, в какой-то степени, конференцию я посвящаю ей – человеку, который дал мне жизнь. И я горжусь, что вы вместе разделяете этот день со мной, потому что нет ничего ближе собственного родителя». Далее начались выступления представителей иногородних школ; Казань была в этом списке первой. От нас выступили Фарида Бакиевна, Маргарита Александровна, я и ученица Ксения Кузнецова. Я кратко рассказал о своих дядях, потому что, чуть перефразируя Елену Александровну, нет ничего ближе собственных родных. Я отметил связь с Ленинградом Салиха, который с 1927 года учился здесь в военно-теоретической школе военно-воздушных сил Красной Армии, располагавшейся на улице Красного Курсанта, и с кем из известных людей он был знаком, в частности, и с Джалилем.

Похоже, блокадница Зера Андреевна, замдиректора 212-й школы Елена Александровна и я были единственными, кто ничего не сказал о патриотическом воспитании граждан Российской Федерации. Зато ведущая дала после меня неожиданный комментарий: «...Это волнительно – родные, связывающие нас с великими людьми: племянник Мусы Джалиля; в нашей школе работает преподавателем внучатая племянница маршала Фёдора Ивановича Толбухина...». Согласен, это волнительно, только я племянник не Джалиля...

После выступлений представители Вязьмы, Тулы и села Толбухино Ярославской области первый день работы конференции завершился. В конце дня я навестил племянницу Айсылу с мужем, живущих в Петербурге.

Вход в музей "Дорога жизни". Пригород Петербурга.

Вход в музей "Дорога жизни". Пригород Петербурга.


19 января конференция продолжилась в школе № 212. В Актовом зале состоялось десятиминутное выступление коллектива «РИСК», затем нас пригласили в Зал боевой славы имени маршала Ф. И. Толбухина. Пояснив историю создания Зала, его руководитель Полина Игоревна Салимгареева дала слово двум своим ученикам-помощникам, которые рассказали о боевом пути маршала. После краткого чаепития в школьной столовой нас пригласили в автобус, на котором мы поехали на экскурсию «Дорога жизни». В дороге мы слушали захватывающий – если здесь применимо это слово – рассказ экскурсовода Ольги Ивановны о невероятных тяготах жизни в блокадном городе.

У памятника "Разорванное кольцо"

У памятника "Разорванное кольцо"


Через сорок минут мы прибыли к мемориалу «Разорванное кольцо» - одному из промежуточных пунктов «Дороги жизни», расположенному на западном берегу Ладожского озера. Возложив цветы к Вечному огню, зажжённому здесь в 2015 году, мы продолжили путь и через час достигли музея «Дорога жизни», расположенного в посёлке Ладожское озеро (бывший Осиновец) - здесь после сухопутной начиналась ледовая часть «Дороги…». Экскурсовод Лариса, увлекательно рассказывая нам её историю, сообщила, что её отец родился на Осиновецком маяке, когда люди прятались там от бомбёжки, «недоношенным дистрофиком». После рассказа Ларисы я спросил её: записывают ли сотрудники их музея воспоминания ветеранов о войне, блокаде? Ответ: да, и после этого даже издают. И ещё: настоящие ли медали на манекенах солдата и матроса, установленных за стеклянными ограждениями? (Они выглядели очень правдоподобно) - «Нет».

Думаю, такой ответ о медалях утверждён сверху, с чем, в общем-то, можно согласиться. Но после меня один ветеран вежливо, но твёрдо, отмечая детали, раскритиковал военные формы, надетые на манекены, говоря, что ни верхняя одежда, ни ремни, ни сапоги особенно не соответствуют тому времени. Лариса согласилась с ним, но, устав оправдываться, завершила разговор: «У нас же не музей одежды!».

Конечно, на эту тему можно спорить, но этот случайный эпизод вызвал у меня такие вопросы. Стоило ли размещать в музее «Дорога жизни» экспонаты, подлинность которых сомнительна? А если уж кто-то обратил на это внимание, то не логичнее ли было бы дать настырному посетителю адрес и телефоны руководства музея – чтобы они вместе могли уточнить исторические факты и найти выход из положения? Ведь иначе возникают сомнения и в других экспонатах…

Экскурсия в музее "Дорога жизни"

Экскурсия в музее "Дорога жизни"


Осмотрев экспонаты, выставленные на открытом воздухе – самолёт, катер, пушки, желающие отведали гречневой каши (которую назвали «солдатской»), разогретой на мангалах, с сосисками, хлебом и горячим чаем. К четырём часам нас привезли обратно к станции метро «Купчино», откуда утром мы дошли до 212-й школы. Выходя из автобуса, я спросил Ольгу Ивановну: «Если известно, что блокада длилась восемьсот семьдесят два дня, почему говорят, что девятьсот дней?». К сожалению, ответ был предсказуемым: «Да, восемьсот семьдесят два; ну, так уж говорят...».

Все мы прекрасно знаем, почему так говорят, но считаю, что называние точной длительности блокады не унижает его жителей.

20 января выдался свободным. Как мне пояснили, Фарида Бакиевна планировала устроить нам, казанцам, встречу с дочерью Джалиля Люцией, живущей в Петербурге со своей дочерью Лилианой и внуком, для чего и оказался предусмотрен этот «лишний» день. С этой целью она начала звонить Люцие Мусаевне ещё из Казани, надеясь получить её согласие ко дню окончания конференции, но Лилиана всё отвечала, что они заняты. Продолжая звонки, Фарида Бакиевна дошла даже до Представительства Татарстана в Петербурге и до двери квартиры дочери поэта, но всё было напрасно. Чтобы день не прошёл зря, я решил хотя бы посмотреть местный памятник Джалилю, и для компании пригласил племянницу. Воспользовавшись соответствующим фрагментом карты города, распечатанным на принтере администратором гостиницы, и консультацией водителя и кондуктора трамвая 6-го маршрута, в половине четвёртого мы доехали до пересечения улицы Гаванская (от слова «Гавань») и Среднего проспекта – там находился скверик, в котором в 2011 году был установлен памятник Джалилю. На обратном пути к станции метро «Горьковская» племянница показала мне памятник Тукаю, затем мы посмотрели Петропавловскую крепость на Заячьем острове.

За ужином в гостинице я узнал: оказывается, сегодня около часа дня Лилиана сообщила, что они готовы встретиться с нами. Но, поскольку добираться к ним нужно было далеко на окраину города, а завтра мы уезжали, пришлось отказаться от встречи. Жаль, ведь мы были знакомы с Люцией Мусаевной с середины 1980-х годов – она с Лилианой тоже отдыхала на базе отдыха Казанской телестудии «Голубой экран» в Зелёном Бору, комендантом которой работала её мать Закия апа Садыкова. Ну что ж, не получилось увидеть дочь – получилось увидеть отца. То есть, памятник ему…

21 января мы сели в поезд, а 22-го вернулись в Казань.

Связано с категорией: Новости Оставить комментарий
Комментарии (0) Пинги (0)

Пока нет комментариев.


Leave a comment

Нет обратных ссылок на эту запись.