Воспоминания об Абдулле Баттале. Часть 10
Предлагаем воспоминания об Абдулле Баттале его племянника. Материал даётся с разделением на десять частей.
29 марта 2016 года во Всемирном Конгрессе татар (Казань) по моей просьбе мне любезно предоставили книгу «Муса Джалиль и его соратники в Сопротивлении фашизму. Из «Моабитской тетради», выпущенную в связи со 110-летием со дня рождения М. Джалиля. Это второе, дополненное издание книги «Муса Джалиль и его соратники в Сопротивлении фашизму» почётного профессора МГИМО(У) МИД России, доктора исторических наук, заслуженного деятеля науки Российской Федерации Абдулхана Абдрахмановича Ахтамзяна.
В 2006 году эта книга была для меня находкой: ссылки автора на архивные документы и детальная хронология событий послужили мне серьёзными ориентирами для понимания истории подпольной борьбы легионеров. Тем досаднее на этом фоне выступает повторение, не побоюсь этого слова, слухов, кочующих из одних книг в другие. Судите сами.
К сожалению, как и ожидалось, второе издание оказалось по сути копией первого. Уважаемый профессор лишь дополнил свою книгу пятьюдесятью страницами в основном в виде главы «Из личного архива автора...» и стихами Джалиля, в том числе на немецком языке. Только как понимать повторение утверждения: «Надо найти наследников и родственников национальных героев. Одна из целей такого поиска заключается в том, чтобы получить подлинные документы, скажем, свидетельства о смерти соотечественников, которые, по германским правилам, могут быть выданы только родственникам» (стр. 169)? В 2008 году я сам подошёл к Ахтамзяну сначала на митинге, а затем, 28 августа, посетил его в гостинице, так что нас и искать-то не требовалось. За десять лет, прошедших после выхода первого издания книги, к нам по этому поводу никто не обращался (поэтому и искать скоро будет некого – не останется ближайших наследников членов группы Курмаша), хотя в 2005-ом быстро нашли для передачи ордена дяди «Великая Победа». Соответственно, и в главе «Хронология» среди получивших аналогичное свидетельство осталась указана только дочь Джалиля, хотя автору было известно, что этот список пополнился внуком А. Алиша Тимуром (в 2005 году) и нами (в 2009-ом). Или он посчитал, что получение подлинного документа о смерти одного из «национальных героев» его наследниками практически без посторонней помощи уронило бы его авторитет? И среди получивших орден «Великая Победа» названы лишь всё те же Тимур Алиш и Зиннатулла Хасанов (я получил орден дяди 27 октября 2005 года).
Но, в конце концов, такую неаккуратность автора можно пережить. Самое неприятное, к сожалению, то, что он повторил слух про Абдуллу Баттала, берущий начало в пятидесятых-шестидесятых годах: «Именно к нему, человеку доверчивому, эсэсовцы подсадили провокатора, который и навёл на след подпольной группы…» (стр. 94); «Баттал болезненно переживал свой просчёт: привлечённый им в подполье легионер оказался провокатором» (стр. 164). И это после ответа профессора мне в 2008-ом, что слух о доверчивости Баттала ни на чём не основан…
В 2006 году книга Ахтамзяна вышла тиражом 1000 экземпляров, в 2016-ом – 1500. Кроме того, по словам председателя Союза писателей Татарстана Рафиса Курбана, её запланировано переиздать на татарском языке, как и хотел автор (он говорил мне об этом в июне 2009 года, по телефону). Вот и представьте, сколько читателей получат «подтверждение» слуха о «доверчивости» Баттала…
Ещё замечание. В главе «Национальные легионы в планах нацистов» после перечисления печатных изданий, выпускавшихся для идеологической обработки легионеров, А. Ахтамзян пишет: «…Особо отметим также, что в идеологическом отношении использован был перевод книги Абдуллы Баттала по истории казанских татар, вышедший в 1925 году в Стамбуле» (стр. 39).
Ни один наш родственник, знавший Абдуллу, никогда не говорил о его исторических трудах и тем более о связи с Турцией. Зато им было известно, что был такой писатель, историк и общественный деятель – Габдельбари Габдуллович Баттал, вскоре после революции эмигрировавший сначала в Финляндию, потом – в Турцию, и умерший там в 1969 году. Как я говорил выше, схожесть имён дяди и известного историка в своё время привела одного нашего… как ни крути, но родственника - к выводу, что подпольщик Баттал не был казнён, а значит, был предателем, сбежавшим после войны в Турцию. (О чём он нас с радостью и уведомил. Письменно и анонимно). Когда кто-то хочет найти грязь, он её всегда найдёт, не тратя время на знакомство с местами и датами рождения и с приговором Имперского суда. Но что мешало уточнить биографии двух «Абдулл» профессору Ахтамзяну? Может быть, он лишь упростил имя историка и общественного деятеля Габдельбари Баттала 1880-го года рождения? Тогда так и надо было пояснить, чтобы не вводить в заблуждение читателей.
Как известно, «наш» Абдулла Баттал первое время в плену представлялся именем брата – поэта Салиха. Так вот представьте себе, что основываясь на этом, кто-то за границей начал бы утверждать, что Баттал-подпольщик не был казнён, а благополучно дожил до наших дней и скончался в тиши своей квартиры под именем Салих… Если кто считает, что я преувеличиваю, обратите внимание на главу «Переход 825-го батальона к партизанам в Белоруссии». Там два раза упоминаются три легионера, живших и действовавших вместе: «М. Джалиль, Г. Курмаш и С. Баттал» (стр. 79 в издании 2006 года и стр. 80 – 2015-го). Что должен думать неискушённый читатель: кто этот «С»?
Была у меня ещё пара замечаний к книге по поводу нечёткого изложения мысли автора, но бог с ними, погоды они не делают…
Понравилась статья?
Нет обратных ссылок на эту запись.
Leave a comment
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.