Братья Баттал — Бертуган Батталлар
8Сен/180

Митинг-2018

Митинг 2018

Митинг 2018


Августовский митинг в Казани 2018 года, посвящённый памяти членов группы Г. Курмаша, оказался на редкость оригинальным, потому что это было, как позже сообщили в интернет-газете «Intertat.ru», театральное представление (в моём понимании - рок-концерт), прерываемое выступлениями писателей и певцов. Я говорил, что со временем такие митинги наверняка постепенно сойдут на «нет», но не ожидал увидеть признаков этого затухания так скоро.

Я понимаю, насколько это трудно – год за годом говорить о героях, в истории подвига которых практически не появляется ничего нового. По сути звучащие в августе речи - это та же часть докладов, читаемых на школьных конференциях, которые жюри обоснованно критикует за повтор статей из интернета. Поэтому, признаюсь честно, я не могу предъявлять каких-то претензий по поводу сценариев митингов, проводимых 25 августа – а что бы делал я на месте их организаторов? (Разница между выступлениями на митингах и школьными докладами лишь в том, что взрослым авторам не грозит никакая критика, что бы они ни говорили). Но ситуация здесь, думаю, не совсем безвыходная.

Слушая пламенное выступление участников театрального представления, заведующий Казанским музеем-мемориалом Великой Отечественной войны Михаил Черепанов сказал мне, что в подвиге подпольщиков каждый год можно было бы открывать новые грани; например, сейчас во Франции нашли архив Амира Утяшева (одного из бывших соратников Джалиля, впоследствии – партизана во Франции); «Там такие документы!». Так почему бы писателям, обдумывающим сценарий очередного митинга, не обращаться предварительно к специалистам в истории войны, в частности, к тому же Михаилу, за консультацией – не появились ли какие-то новости о группе Курмаша? Понимаю, для него это дополнительная нагрузка, но, думаю, раз в год дать Союзу писателей историческую справку для благородного дела он не откажется.

Теперь – традиционный обзор репортажей в средствах массовой информации, зарекомендовавших себя как «надёжных» поставщиков материала для критики.

Похоже, журналистам тоже набил оскомину ритуал, повторяющийся во всех деталях каждый август, потому что единственной, кто сообщил о митинге, оказалась русскоязычная редакция новостей телеканала ТНВ (программа «Новости Татарстана. В субботу вечером» за 25.8.2018). В отличие от прошлых лет её сюжет оказался кратким и более точным: ведущий сказал, что в Казани вспоминали «джалиловцев» - «Мусу Джалиля и десятерых его товарищей». (Также было сообщено об аналогичном митинге, прошедшем в Москве). Спасибо редакции за это. Остальным телеканалам тоже спасибо, но за то, что они хотя бы не назвали этот день торжествами в честь Джалиля, потому что они проигнорировали митинг (что, в общем-то, тоже было правильно).

Издание «Intertat.ru» дало статью с комментариями выступавших артистов своей театральной постановке, почему-то выделив включённую в неё видеозапись митинга в самостоятельный репортаж. Конечно, любопытно было ознакомиться с мнениями танцоров о своих творческих находках, (вообще, ребята выступали на совесть), но исчерпывающую информацию о митинге дала одна эта видеозапись без комментариев. Кстати, угадайте, как она была названа? «Муса Җәлилне искә алу» - то есть отмечание памяти одного Мусы Джалиля. Товарищи корреспонденты! Не могли бы вы зайти в Союз писателей Татарстана или к Михаилу Черепанову и уточнить, наконец, в честь кого организуются митинги двадцать пятого августа? Или хотя бы прислушаться к традиционной краткой речи на них председателя Союза писателей...

Из печатных изданий на годовщину казни подпольщиков откликнулась газета «Мәдәни җомга», поместив в двух пятничных выпусках статью, подготовленную директором музея Управления ФСБ РФ по РТ Ровеля Кашапова (в переводе на татарский язык), которой он дал название «Подвиг джалильцев не нуждается в приукрашивании» - «Җәлилчеләр батырлыгы бизәүгә мохтаҗ түгел». (№32, 17 августа и №33, 24 августа 2018 г). Думаю, эта статья благодаря изобилию подробностей из истории легиона «Идель-Урал» – удачная находка редакции, потому что она пока не затаскана. Одно из основных мест в ней занимает рассказ об истории создания режиссёром Казанской студии кинохроники Наилем Валитовым документального фильма, который называется «Джалиль. Страницы борьбы»; сообщается также, что он подавал заявку и на создание фильма-расследования под названием «Джалиль. Реабилитация, которой не было». Только вот эта статья может показаться откровением, «свежей струёй» лишь для тех, кто увидел в ней только эти исторические подробности.

Дело в том, что это статья была ранее опубликована в журнале «Гасырлар авазы. Эхо веков» в 2010 году. (Я упоминал её на этом сайте в заметке «Конференция-2018»; в «Мәдәни җомга» она сократилась за счёт непринципиальных деталей). Написанная, в том числе, и на основе дневников режиссёра Валитова, она, к сожалению, оказалась очередным гимном единственному поэту-патриоту, чьё честное имя нужно было восстановить во что бы то ни стало. Подтверждение этому я увидел и в «исправлении» – видимо, в соответствии с «велениями» времени – названия статьи, в оригинале выглядевшего так: «Подвиг Джалиля не нуждается в приукрашивании». (Обратите внимание: здесь - не «джалильцев»). Действительно, куда уж дальше приукрашивать подвиг Джалиля, когда и сам автор, цитируя дневники Валитова, признаёт в своей статье образца 2010 года: «Исследователи и журналисты, не обладая всей полнотой информации, из лучших, правда, побуждений — в своих публикациях так приукрасили, а потому и запутали картину событий, что Джалиль представляется читателю то как профессионал-разведчик, с одной стороны, или безрассудно-храбрый борец с фашизмом вообще — с другой». (В газетном варианте это место пропущено). Так зачем и сейчас продолжать изображать Джалиля уникальным профессионалом? Разве сейчас, в 2018 году, в таких представлениях людей что-то изменилось?

Выходит, подвиг Джалиля в приукрашивании не нуждается, а вот собственная статья – да. Чем корректировать отработавшее своё название, почему было бы не дать пусть сокращённый вариант статьи, но c первоначальным заголовком, снабдив её, как это принято, пояснением, что написанная в таком-то году, она тоже отразила идеологические штампы своего времени?

Хорошо, пусть в памяти читателей останется второе название, но тогда оно должно было бы быть подкреплено соответствующим содержанием статьи. Или, в крайнем случае, после неё можно было дать послесловие с признанием роли соратников Джалиля и многих других легионеров, давно заслуживших реабилитацию не в меньшей степени, чем Джалиль. Если бы их роль в борьбе с фашизмом была признана открыто и одновременно с Джалилем, разве хватило бы духу у некоторых бравых журналистов называть их пособниками Гитлера, благоразумно делая исключение для Джалиля? (Как было, например, в связи с выходом фильма «Война непрощённых» в 2015 году).

(Кстати, датой попадания Джалиля в плен в статье Р. Кашапова почему-то называется 26 июля 1942 года, хотя по всем другим источникам это 26 июня, а гибели – 26 августа 1944-го, вместо 25 августа).

Была и неожиданность накануне митинга: от знакомых я услышал, что 24 августа по каналу ТНВ дали интервью, которое они брали у меня 3 марта в школе № 31 Казани. (Позже я посмотрел его на сайте ТНВ). Спасибо, конечно, только хоть бы предупредили об этом, как обещали. Дать обещанное интервью через полгода после съёмок – этого никто не мог предвидеть. Как и митинг в виде рок-концерта...