Братья Баттал — Бертуган Батталлар
12Сен/200

Митинг-2020

Нәсүр, Эмиль, Михаил, Назирә, Чулпан, Гөлгенә, Ләйсән Харрасова. Сугыш музее 25.8.2020

Экскурсия в музее войны.


Задолго до августа 2020 года предстоящий митинг вызвал у меня естественные вопросы. Состоится ли он в условиях пандемии? Если да, то какие ограничения могут произойти в его программе? Приедет ли для участия в нём дочь Джалиля? Но к этому времени был ослаблен режим изоляции (или «самоизоляции» – какая разница?); митинг состоялся, и об угрозе заражения вирусом Covid-2019 напоминала только разметка для соблюдения «социальной дистанции» на асфальте у площадки за памятником Джалилю, служащей в таких случаях сценой.

Как всегда, председатель Союза писателей РТ (Данил Салихов) произнёс вступительное слово, а поэты прочитали свои стихи (Ренат Харис и Газинур Мурат). Дочь Джалиля Чулпан Мусеевна поделилась радостью и надеждой: «В этом году ещë было одно событие, порадовавшее нас: мы прилетели в Казань с семьëй на самолëте, на лайнере, носящем имя Мусы Джалиля... Это говорит о том, что память жива»; «Хочется, чтобы они умели, молодые люди, сопереживать, чтобы читали так Моабитские стихи моего отца и стихи Алиша, чтобы это прошло сквозь сердце и душу...».
Как обещало накануне министерство культуры РТ на своём сайте, традиционное течение мероприятия «разбавило необычное представление»: после двенадцати часов часы на Спасской башне Казанского Кремля пробили ещё одиннадцать раз - «В честь 11 джалиловцев». А заместитель председателя Общественной Палаты республики Татарстан Тимур Кадыров рассказал об идее, которая посетила их в связи с «днём памяти Мусы Джалиля и джалиловцев»: «...Каждый год мы думали: а как же мы сможем заинтересовать молодëжь творчеством Джалиля, творчеством Абдуллы Алиша... Разрешите нам от имени молодëжи показать наше видение творчества Джалиля, джалилевцев, и с сегодняшнего дня мы хотим запустить марафон... Но это марафон не чтения стихотворений, а это марафон, посвящëнный творчеству Мусы Джалиля, который продлится шесть месяцев, и результаты которого мы хотим показать в день его рождения, пятнадцатого февраля. ...Не судите строго наш перфоманс». Перфоманс оказался таким же танцем, что был представлен на митинге 2018 года, в исполнении тех же артистов, только с «дикторским» текстом, перемежаемым игрой на рояле композитора Эльмира Низамова с вокализом в исполнении Эльмиры Калимуллиной, и без поднимания офисных стульев. Этим танцем (продлившимся, по совпадению, тоже почти одиннадцать минут) завершился и митинг, продлившийся полчаса.
Я уже писал, что понимаю, насколько трудно составлять программу таких митингов из года в год при отсутствии новостей об истории подвига героев, которым они посвящаются. Но всё же к их организаторам у меня возникают некоторые вопросы. Зачем называть мероприятие в память героев, проводимое в день их казни, праздником (см. упомянутый выше сайт)? Ведь это, по сути, поминки, пусть и проводимые в торжественной обстановке. На том же сайте министерства культуры встречается такая фраза: «Акция памяти завершится возложением цветов к памятнику героев». Как понять выражение «памятник героев»? У Кремля есть памятник только одному герою, остальным поставлены барельефы. Как сказал заместитель председателя Союза писателей РТ Рамис Аймет, «Подвиг джалильцев – это пример уникального подвига,.. а когда героизм проявляет поэт, это вдвойне подвиг, пример подвига духа». («...Җәлилчеләрнең батырлыгы ул – уникаль батырлык үрнәге, ...ә инде шагыйрь буларак та шундый каһарманлык күрсәтү – ул икеләтә батырлык үрнәге, рухи батырлык үрнәге»). Если сочинение стихов, пусть даже на войне (в плену), приравнивать к подвигу, тогда Джалиль, видимо, должен был стать не лауреатом Ленинской премии за цикл «Моабитская тетрадь», а дважды Героем Советского Союза. Не собираюсь оспаривать слова представителя Общественной Палаты РТ, что танец и вокализ, исполненные на митинге – это такое «видение молодёжью творчества Джалиля и джалилевцев». Но с таким же успехом там можно было бы, например, спеть новогоднюю песенку, потому что она имела бы такое же отношение к теме митинга и творчеству Джалиля, как продемонстрированная публике пантомима. Тимур Кадыров сказал, что они «Запускают марафон не чтения стихотворений, а это марафон, посвящëнный творчеству Мусы Джалиля». Тогда это марафон чего? И как при оценке его результатов будут определять, у кого лучше «видение» творчества Джалиля? Во всяком случае, этот перфоманс наглядно продемонстрировал, какие шедевры может создать молодëжь, если придумать, как заинтересовать еë стихами Джалиля и Алиша...
 Нәсүр, Эмиль, Михаил, Назирә, Чулпан, Гөлгенә, Ләйсән Харрасова. Сугыш музее 25.8.2020

Экскурсия в музее войны


После митинга состоялся приём Чулпан Мусеевны в музее Великой Отечественной войны. Вместе с ней туда пошли заведующая Казанским музеем-квартирой М. Джалиля Н. Фаттахова, научный сотрудник этого же музея Л. Фаррахова, кинорежиссёр Н. Юрушбаев, певец Э. Залялетдинов и я с сыном. Сначала для нас провели экскурсию, а затем организовали чаепитие, во время которого старший научный сотрудник музея войны Михаил Черепанов, Чулпан Мусеевна и Назира Фаттахова, в частности, обменялись мнениями о роли Джалиля в борьбе с фашизмом. Если коротко, то Чулпан Мусеевна и Назира Газизовна выразили сомнение, что у Мусы Джалиля было столько заслуг, сколько им перечислил Михаил.
Камил, Нәсүр, Гөлгенә, Ләйсән, Назирә, Чулпан, Наил, Лиана, Михаил. Сугыш музее 25.8.2020

Чаепитие в музее войны


Телевизионные репортажи о митинге, как всегда, были «на высоте». В выпуске новостей на татарском языке ведущая сказала, что «Праздник памяти Мусы Джалиля и его соратников в этом году проходит в новом формате», а потом постоянно стоял титр «Җәлилне искә алу», то есть «Поминание (поминки, дань памяти) Джалиля». В выпуске на русском: «Одиннадцать ударов в честь одиннадцати джалиловцев – в Казани сегодня вспоминают Мусу Джалиля... В этом году в память о Джалиле и соратниках пробили часы на Спасской башне Казанского Кремля – ровно одиннадцать раз» (а что, они могли пробить не ровно одиннадцать раз?), затем появляется надпись «Героям – слава! В Казани почтили память Джалиля», причём слова «Память Джалиля» выделяются красным фоном. Так кого вспоминали на митинге – Мусу Джалиля с товарищами или одного Мусу? Хотя, кого это интересует... Я бы сказал, что просмотрев выпуски новостей об очередном августовском митинге, вы прослушали краткое содержание романа «Ватан».

Связано с категорией: Без рубрики Оставить комментарий
Комментарии (0) Пинги (0)

Пока нет комментариев.


Leave a comment

Нет обратных ссылок на эту запись.