Братья Баттал — Бертуган Батталлар
20Ноя/200

Классика периодической печати–2.

В связи с юбилеем победы над фашистской Германией в 2019-2020 годах в журнале «Гаилә һәм мәктәп» были опубликованы рассказы о членах подпольной группы Г. Курмаша. Спасибо редакции за такую инициативу; я, например, был бы благодарен ей, даже если бы она поместила статьи о любых других эпизодах из истории войны. Но некоторые из названных рассказов, к сожалению, подтвердили мои опасения насчёт их соответствия фактам. У меня нет претензий к редакции: она обращалась к людям, от которых ожидалось хорошее знание биографии героев, о которых они писали; у меня вопросы к этим людям.

Например, из статьи Ханафи Бадыйкова о Фуате Булатове «Җәлилнең яшьлек дусты» (№ 3, 2020 г.) следует, что многоопытный, образованный, смелый Джалиль благодаря своему имени объединяет бойцов вокруг себя, при этом хорошо понимая, что подпольная борьба в логове врага – опасное занятие (надо полагать, из массы подобных сочинений все уже усвоили, что Джалиль, похоже, только один из всех пленных понимал это. Повезло же этим пленным…); что только объединение пленных вокруг Джалиля спасло татар от высылки из своих родных мест; что «Гайнан Курмаш хоть и считался организатором и официальным руководителем национального комитета «Идель-Урал» (!), но главной организационной работой руководил Муса Джалиль»…
Где мы это уже видели? «Как стало известно в последние годы, руководителем подпольной организации считался Гайнан Курмаш» - в книге «Алар – Җәлил-Кормаш йолдызлыгыннан!..» Шагинура Мустафина; «Вся организационная работа велась из Демблина. И выполнялась после согласования с Джалилем…» - в романе «Ватан» Р. Курбана...
Легион, а соответственно, и его руководство - комитет «Идель-Урал» - создало немецкое командование с подачи рейхсминистра восточных оккупированных территорий Альфреда Розенберга; соответственно Курмаш не организовывал и не считался руководителем этого комитета. Кем он действительно был, так это - создателем и руководителем подпольной группы, и говорить, что он лишь «считался» им – значит представлять его декоративной фигурой, которой приписали чужие заслуги. Наоборот, заслуги организатора подполья Курмаша долгие годы приписывались Джалилю, который как раз только считался таковым. Такая ситуация в равной степени унижает честь и Курмаша, и Джалиля.
В статье того же автора о Гарифе Шабаеве «Серне йөрәктә сакларга» (№ 4, 2020 г.) он опять приводит похожую цитату о том, что «Стало известно в последние годы» о Курмаше, но на этот раз Бадыйков честно указал, что «так пишет Ш. Мустафин». Видимо, в этот момент силы ненадолго покинули автора и он, во-первых, не указал, кто такой «Ш. Мустафин» (ведь читатель не обязан иметь представление обо всех писателях); во-вторых, он не уточнил, как полагается в случае ссылки, каким именно его трудом он воспользовался. Спасибо, что здесь он хотя бы отметил, что Джалиль и его единомышленники объединились в организацию, созданную Курмашем. Правда, в этом он противоречит сам себе в статье о Булатове, но кто вообще заметит такую мелочь...
После изложенного нетрудно догадаться, что обе названные статьи полны благоговейных реверансов в сторону Джалиля; статья о Булатове вообще начинается и кончается Джалилем (!). А как же иначе, ведь их автор - «Исследователь творчества Джалиля, учёный-педагог» (так он, в том числе, подписал свою книгу «Яшел чирәм», подаренную мне в 2011 году); ну и, разумеется, лауреат премии имени Джалиля…
Не ожидал, что скажу это, но статья того же Х. Бадыйкова о М. Джалиле «Муса Җәлил: «Я сугыш син яклап хаклыкны, я сайла кызганыч коллыкны» (№ 2, 2020 г.) в целом оставила у меня приятное впечатление, потому что он не стал в тысяча первый раз пересказывать биографию поэта, а выбрал форму размышлений об истории так называемых «Моабитских тетрадей», включив в них острые вопросы. Остановлюсь только на такой инициативе автора: «...Самое главное – мы обязаны составить энциклопедию Джалиля. Я рассказывал об этом в 2-м номере журнала «Казан утлары» за 2015 год...» («Ә иң мөһиме – алда Җәлил энциклопедиясен төзү бурычы тора...»).
Да, существуют персональные энциклопедии, включающие все накопленные сведения, относящиеся к одной личности и, разумеется, желающие имеют право выпустить таковую и о Джалиле. Вот только какова будет ценность этой энциклопедии? Мы же знаем, в каких тонах выдержаны практически все статьи о Джалиле, вышедшие после Гази Кашшафа; февральские и августовские речи в честь «патриота-поэта» и, конечно же, доклады на всевозможных конференциях, в том числе международных. Поэтому сомнительно, что в будущую энциклопедию включат без купюр даже содержание книги Г. Кашшафа «Муса турында истәлекләр», не говоря уже о более оригинальных мнениях о творчестве Джалиля, упомянутых мною в заметке «О романе «Ватан», часть 3». (Как вы думаете, много ли людей вообще заметило эти мнения?). Тогда на что будет годна такая энциклопедия?
Статья об Абдулле Алише «Берлинда да Мәшкелен сагынган» Анаса Хасанова (№ 1, 2019) вызвала у меня некоторое чувство неловкости. Я разделяю его чувство гордости за своего знаменитого земляка, но если опустить описание красот родного края Алиша, благодаря которым, по мнению автора, тот и стал героем с железной волей, то вот что мы узнаëм о пребывании этого героя в плену. В поисках единомышленников для борьбы с фашистами Алиш «В лагере Вустрау... встречается с Курмашем и Джалилем. Они договариваются о создании подпольной организации, поиске союзников и вооружëнном восстании», а когда «Именно благодаря знакомству легионеров с листовками, которые он писал», произошëл переход первого батальона из легиона «Идель-Урал» на сторону партизан, «Только тогда до врага дошло, как его одурачили», и «Для выявления зачинщиков этого события враг начал готовить среди легионеров в лагере Едлино провокаторов».
Как всегда, обращаемся к имеющимся источникам. Для краткости не буду называть статьи из них и страницы – все они не раз упоминались на этом сайте ранее; повторю только названия книг, из которых в очередной раз приведу несколько фактов. Это: «По следам поэта-героя» Р. Мустафина, «Муса Джалиль и его соратники в Сопротивлении фашизму» А. Ахтамзяна, «Зачем живым Долина смерти?» М. Черепанова, «Мужество останется в веках» Ф. Султанбекова.
Итак, а). Абдулла Алиш встречается с Джалилем в начале 1943 года, и первый батальон, отправленный на борьбу с партизанами, перешёл на их сторону тоже в начале 1943-го (в феврале). Как тогда Алиш и Джалиль могли успеть создать подпольную организацию, а Алиш - написать и издать множество листовок? б). Первая подпольная ячейка была раскрыта гитлеровцами в 825-ом батальоне в декабре 1942 года, поэтому и Джалиль не мог участвовать в её создании, потому что «Оправившегося от ранения политрука Залилова переводят в крепость Демблин» в октябре 1942 года. Как сказал 25 августа 2011 года в Казанском музее Великой Отечественной войны его тогдашний заведующий М. Черепанов, «Муса попал в легион за месяц до перехода первого батальона на сторону Красной Армии, поэтому никак не мог участвовать в подготовке этого перехода», и (теперь цитата из его книги) «Именно факт успешного восстания укрепил Джалиля в решении подключиться к опасной работе подпольщиков, а не только писать стихи о своей любви к Родине, сидя в бараке лагеря». в). В легионе «Идель-Урал» всегда было предостаточно провокаторов - и до отправки первого батальона на фронт, и до разоблачения подпольщиков. «Для наблюдения за каждым человеком из легиона у гестапо были отдельные агенты»; «Список осведомителей немаленький, показывающий, что щупальца отдела разведки простирались довольно широко. ...Фашисты стремились в каждом лагере, каждом подразделении легиона иметь свои «глаза и уши».
Очень жаль, что приходится давать такие критические оценки. Что мешало названным выше авторам статей о подпольщиках группы Курмаша заглянуть в легко доступные книги по этой теме, чтобы не противоречить давно известным источникам?
В хорошей статье о Салиме Бохарове (Галлянуре Бухараеве) «Мәңге 29 яшьлек герой» (№ 12, 2019 г.) Рауфа Хакимова автор перечислил имена исследователей, чьими трудами он воспользовался. Жаль только, проскочила одна опечатка: мол, Бохаров поддерживал связь с антифашистским центром через «Фарита Сейфульмулюкова». Это Фарит Султанбеков или Фуат Сейфульмулюков? Судя по книгам Р. Мустафина, это должен быть Султанбеков.
Рассказ о Зиннате Хасанове «Бөркет тавы» бөркете» Альбины Сабировой (№ 10, 2019) оригинален тем, что он построен на вопоминаниях о нëм его младшей сестры Оркыи, взятых из её дневников, а в его конце отмечается, как память об этом герое-подпольщике сохраняется в его родном районе.
Статьям Михаила Черепанова я бы дал особо высокую оценку. Да, в основном это пересказ Рафаэля Мустафина в переводе на татарский, но дополненный более поздними сведениями. Говоря об Ахмете Симаеве («Төрмә диварындагы әманәт», № 4, 2019 г.), он, наряду с Курмашем, отмечает его высокую заслугу в организации подполья и роль в вовлечении в него Джалиля, а в конце приводит мнение журналиста, писателя из подмосковного города Воскресенска Виктора Лысенкова, что все казнённые подпольщики «достойны Звезды Героя» наравне с Джалилем. У меня только остался вопрос. В одном месте этой статьи говорится, что комитет «Идель-Урал» организовал белоэмигрант Шафи Алмас, в другом – что некие татарские эмигранты. Ну что же, по крайней мере, ясно, что это не Курмаш…
Из статьи Черепанова об Ахате Атнашеве «Әсирлеккә кадәр орден бирелгән Әхәт Атнашев» (№ 8, 2019 г.): «…Даже сегодня мы ещё не можем оценить масштабов подпольной деятельности наших земляков из группы Курмаша, действовавших под руководством диверсантов из разведуправления Генштаба СССР»; «Атнашев и его товарищи, в том числе избежавшие казни на гильотине, долгое время остаются в тени славы героя-поэта Джалиля, получившего известность во всём мире». О Гайнане Курмаше («Гайнан Кормаш – хәтердән җуелмас каһарман»; № 5, 2020): «Запись в смертном приговоре членам подпольной организации «Группа Курмаша и десяти других» говорит о том, кого фашисты признали создателем этой организации».
К слову, странно, что эта запись – заголовок приговора – почему-то вызвала затруднения при её повторе в некоторых из перечисленных статей несмотря на то, что давно имеется изображение листа с этим приговором. Там она выглядит так: «Kurmaschew und 10 Andere». Но в статье о Джалиле читаем: ««Курмашев и другие 10 дел» («...и дела других десяти»? - «Курмашев һәм башка 10 эше»); о Шабаеве: «Деятельность Курмашева и десяти других»; о Курмаше: «Группа Курмаша и десяти других», и только в статье о Симаеве можно видеть правильный перевод: «Курмашев и десять других».
Мне попалась также статья в журнале «Ялкын» № 9 2019 г. - «Кемнәр ул – җәлилчеләр?». Отличная статья. Только почему-то и в ней сначала утверждается, что в немецких документах написано «Гайнан Курмаш и остальные десять легионеров», а в конце - «Курмашев и десятеро». И хотя статья посвящена подпольщикам группы Курмаша, вместе с фотографиями троих из них почему-то поместили фото... писателя Аделя Кутуя.
Не буду повторять комментарии к рассказам в «Гаилә һәм мәктәп» об Абдулле Баттале (в № 2, 2019 года) и Фарите Султанбекове (№ 9, 2019 г.) – о них я написал в своей статье «В завершение 2019 года». При всём уважении к их авторам, хотелось бы только пожелать им не поддаваться вечному соблазну «украсить» свой труд непроверенными утверждениями.
К сожалению, в журнале «Гаилә һәм мәктәп» не появилась статья о Фуате Сейфульмулюкове.
В пятом номере журнала за 2019 год есть отзыв на статью о Баттале, автором которого указан некий Алмаз Насыров из Алькеево: «После прочтения этой статьи я, во-первых, открыл для себя совершенно нового героя; во-вторых, несмотря на высшее образование в татарском отделении (отделении чего? – ФБ), почувствовал себя очень неудобно от того, что понял, что не могу даже пересчитать джалильцев. Я поставил себе цель ознакомиться с судьбой каждого из них. Думаю, журнал станет мне в этом помощником. Жду новых статей в рубрике «Джалильцы». Ведь ещё много можно рассказывать о таких людях, об ужасах войны! Мы, родившиеся в 90-е годы, уже сами родители, а знаний всё не хватает. Это ведь ещё нужно разъяснить детям!».
Такое признание вызывает уважение. Хотя, я бы сказал, что подобное признание (не только по поводу истории группы Курмаша) могло бы сделать множество людей независимо от возраста и образования (к таковым я отношу и себя), и некоторые из рассмотренных выше статей – наилучшая тому иллюстрация. Их авторы, получившие на литературном поприще различные звания, а некоторые даже заставшие военные годы, с одной стороны, переписывают материал друг у друга, с другой - дополняют их своими «находками». Но это никак не угрожает их авторитету: много ли читателей задумается о несоответствиях их статей фактам (если вообще их заметит)? И вообще, много ли найдётся желающих прочитать без крайней необходимости, только из собственного любопытства статьи на тему войны, интерес к которой сейчас практически угас?
Как ни прискорбно для детей участников войны, представления людей и об этой Великой Отечественной войне постепенно сравняются с представлением о первой Отечественной – войне 1812 года, как и предвидели авторы повести «Обратной дороги нет» (см. «Выступление в школе №15 г. Казани»). Чтобы убедиться в этом, достаточно послушать например, комментарии в СМИ к митингам, проходящим 25 августа, не говоря уже об опусах типа романа «Ватан». Другое дело, что мне, например, неприятно, что наш дядя Абдулла, очень вероятно, так и останется в книжках недотёпой, провалившим свою группу.

Связано с категорией: Без рубрики Оставить комментарий
Комментарии (0) Пинги (0)

Пока нет комментариев.


Leave a comment

Нет обратных ссылок на эту запись.