Ещё раз о школе № 31 и мысли о конференциях
11 марта 2017 года я был приглашён в 31-ю школу Казани на научно-практическую конференцию «Джалиловские чтения». Открывая конференцию, директор школы Лилия Равилевна Музафарова выразила надежду, что работа в секциях будет сопровождаться плодотворной и конструктивной дискуссией. Мне предложили войти в состав жюри в секции под названием «Джалильцы». Были заслушаны доклады шестнадцати школьников, в основном о подвиге Джалиля и некоторых его товарищей. По окончании работы конференции завуч Лилия Николаевна переписала с моей флэшки на школьный компьютер несколько видеозаписей о Салихе и Абдулле Батталах (те же самые, которые я предложил в прошлом году сотрудникам музея в Апастово). Также состоялся обмен мнениями по истории группы Курмаша с присоединившимися к нам заведующей школьным музеем Маргаритой Александровной и завучем Дамиром Шарифзяновичем.
На этом, собственно, можно было бы и завершить этот «репортаж», но хотелось бы поделиться некоторыми возникшими мыслями о конференциях.
По поводу выступлений некоторых учеников от членов «моего» жюри прозвучала критика, что в них нет новизны, поиска, исследовательской работы, «а биографию мы можем в любом источнике прочитать». Да, в который раз слушая биографии подпольщиков, давно знакомые в изложении одного широко известного автора, трудно не согласиться с этим. Но поставьте себя на место школьника, на которого навалилась невероятно сложная работа – подготовить доклад-поиск об исторической личности, о которой не появилось НИКАКИХ новостей за последние десятки лет. Это не считая текущей учебной нагрузки... Разумеется, ученикам помогали их руководители; а куда денешься, если практически все имеющиеся источники - это книги Рафаэля Мустафина, написанные им в семидесятых-восьмидесятых годах прошлого века? Да, у него есть и книги, вышедшие в двухтысячных годах, но в основном это, извините, перепечатка прежних трудов. Надо признать, в них встречаются некоторые новые сведения, но их трудно встроить в привычный портрет «поэта-патриота»...
Как я говорил, настоящие новости, дающие право назвать работу исследовательской, в настоящее время могут быть найдены только в архивах. Я сначала с дочерью посещал Германию, потом с сыном – деревню Куянково (Марийская республика), Старый Кашир (Сармановский район Татарстана); посидел я и в архивах, и даже после этого я не могу утверждать, что мы нашли что-то принципиально новое о членах группы Курмаша. А ведь нас не ограничивали сроки и не торопили никакие проверяющие. А какую научно-поисковую работу может провести простой школьник?
Даже создатели фильма «Война непрощённых», вызвавшего резонанс в обществе, были вынуждены признать некоторую свою неудачу. По словам автора идеи фильма Дениса Красильникова, «Съемочная группа пыталась попасть в архивы России, однако получила отказ. В архив соваться бесполезно, по делам легионеров мы не можем ничего узнать, архивы засекречены…». Из статьи Елены Колебакиной, размещённой на сайте музея Великой Отечественной войны 12 июня 2015 года «Татары, присягнувшие Гитлеру. То, о чём не расскажут по ТВ»: «11 июня в Москве прошла премьера документального фильма Дениса Красильникова «Война непрощённых», рассказывающего о судьбе легиона «Идель-Урал», о татарах, оказавшихся на службе у вермахта, но осуществлявших активную подрывную работу против фашистского режима. На показе врио президента РТ Рустам Минниханов пообещал работать над открытием архивов по легионерам…». А что может простой школьник, даже если откроют архивы?
Такая безвыходная ситуация вынуждает некоторых школьников как-то разнообразить свои выступления: читать с выражением, цитировать свои стихи о любви к Джалилю; даже петь и дарить календарики (было и такое, только не в этой школе). Детей можно понять, но, честно говоря, это мне как-то не по душе... По моему, было бы интереснее и полезнее, если бы школьники просто рассказывали историю подпольной борьбы - насколько они могли её изучить. Да, это было бы немного похоже на обычный урок истории вперемешку с литературой, ну и что с того? Всякая конференция - тоже урок. И почему бы не рассказывать, в том числе, о других подпольщиках и бывших легионерах, которые не входили в группу Курмаша, например, об Амире Утяшеве, Михаиле Иконникове, Николае Бушманове, Гарафе Фахретдинове, Рушате Хисамутдинове, Фарите Султанбекове, Иване Скобелеве и т.д? И пусть конференция сохранит название «Джалиловские чтения», ведь без остальных подпольщиков не было бы и Джалиля. Зато какая появилась бы новизна докладов, свежесть тем! Это создало бы и условия для настоящей - с учётом сил школьника - исследовательской работы.
Уверен: при такой организации работы конференции надежда, что она будет сопровождаться плодотворной и конструктивной дискуссией, будет оправдываться сполна.
Понравилась статья?
Нет обратных ссылок на эту запись.
Leave a comment
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.