Братья Баттал — Бертуган Батталлар
6Фев/160

Размышления об Абдулле Баттале. Часть 6

Предлагаем воспоминания об Абдулле Баттале его племянника. Материал даётся с разделением на десять частей.


С 29 августа по 4 сентября 2009 года, после почти шестилетней подготовки, я с дочерью наконец-то побывал в Берлине. Мы с нашим знакомым, профессиональным переводчиком Джоном Ноксом, посетили место казни группы Курмаша в тюрьме Плетцензее, музей Германского Сопротивления на Штауффенберг-штрассе и при помощи главы татаро-башкирского культурного центра Венеры Вагизовой, также владеющей немецким, даже смогли получить в ЗАГСе района Шарлоттенбург документ о смерти дяди Абдуллы! Разумеется, я не мог упустить случая, чтобы не поинтересоваться возможными причинами разоблачения подпольной группы Курмаша. Сказав только, что гестапо имело необычайно разветвлённую сеть осведомителей, сотрудник музея Германского Сопротивления господин Андреас Хербст фактически повторил слова Ф. Султанбекова, не подтвердив версию о вине именно Абдуллы Баттала.

Ранее, при подготовке нашей поездки, со слов господина Хербста выяснилось также, что могил казнённых на гильотине не существует, так как их тела отправляли на анатомические исследования, тогда как в одной из книг о «джалильцах» говорилось, что они могут быть захоронены или в местечке Дебориц, или Зеебург. В базе данных музея практически не оказалось и сведений о товарищах Джалиля, например, о Баттале им известно только то, что записано в «смертной карточке». Никто не знал даже, что его родителями в ней указаны его родная сестра и её муж. В музее имелись также две его фотографии, полученные, как и копии приговоров, из музея Джалиля в Казани. Поэтому господин Хербст просил нас прислать им все сведения об Абдулле Баттале, какими мы располагаем.

В оставшиеся дни мы посетили старейший зоопарк Берлина, рейхстаг, посмотрели Бранденбургские ворота, остатки берлинской стены, панораму города с телебашни и поездили по улицам на арендованных велосипедах. Как и исторические места, всё было снято на видеокамеру.

В сентябре 2009 года мы послали В Берлинский музей Германского Сопротивления биографию дяди Абдуллы (на немецком языке), а позже – несколько фотографий: 1949 года - почти всей семьи Батталов, кроме погибших на войне Галимзяна и Абдуллы, и примерно 1928-1930 годов – его брата Салиха с Джалилем, снявшихся вдвоём в Москве. В ответ мы получили от сотрудника музея господина Хербста «herzlichen Dank für die Fotos» и сообщение, что полученные сведения войдут в их базу данных «Totenbuch Plötzensee».

Благодаря нашим знакомым Гаязутдиновым из Йошкар-Олы я связался с заведующей музеем Гайнана Курмаша в деревне Куянково Параньгинского района республики Марий Эл Файрузой Вагизовой и договорился с ней о своём приезде к ним. Так 22 декабря 2009-го я с сыном Камилем смог посетить Куянково. После ознакомления с музеем я рассказал ученикам 7-10-ых классов о нашем пребывании в Германии, передал им копию свидетельства о смерти дяди и диск с видеозаписью о поездке. Также я предложил присутствовашим на встрече послать в Берлинский музей биографию Курмаша. После школы мы посетили на дому дальних родственников Курмаша. Это Разыя Габделгазизовна Газизова, 1919 года рождения, её младший брат Жаудат (с 1931 года), и Манфуса Такиевна Гайнетдинова (с 1925 года). По моей просьбе они рассказали всё, что знали о своём родственнике-герое, а я записал их рассказ на видеокамеру. Меня тронула эта встреча с ветеранами: они готовились к нашему приходу, волновались, как будут выглядеть. Разыя апа, которой 2 января 2011-го исполнилось 92 года, потеряла мужа в начале войны и осталась почти одна; она практически не видит, живёт с братом Жаудатом. Манфуса апа, выходя к нам со всеми имеющимися у неё документами, сказала, что специально перед нашей встречей приняла необходимые лекарства...

Некоторые новости, конечно же, вызвали у меня сожаление. Файруза ханум ответила мне, что они и не слышали, что члены «группы Джалиля-Курмаша» посмертно награждены орденами Великой Отечественной войны и «Великая Победа» - возможно, их передали родной сестре Курмаша Дание, живущей в Казахстане; что вопрос об установке в райцентре Параньга памятника Курмашу – признаваемому руководителем подпольной группы! - заглох; что к ним давно не приезжают писатели из Татарстана (а ведь в феврале 2009 года исполнилось 90 лет со дня рождения Гайнана Курмаша, но об этом не упоминали и в Казани на митинге 25 августа – ФБ). Наконец, почему 26 августа 2008-го упоминавшаяся выше сотрудница музея Джалиля в Казани сказала мне, что Курмаш, окончивший разведшколу, не знал татарский язык? Куянковцы, удивляясь такому моему вопросу, отвечали: «Да он носил Джалилю «вот такую пачку» своих стихов на татарском для рецензии, играл в спектаклях...». И Фарит Султанбеков говорит в своей книге: «Гайнан был... достаточно хорошо образован, говорил на литературном татарском» (стр. 19, 157).

В январе 2010 года из одной газеты я узнал, что у учителей истории Сармановского района Татарстана есть свой сайт (istoriki.ucoz.ru). Обратившись к администратору сайта, я поинтересовался родственниками «джалильца» Зинната Хасанова, родившегося в деревне Иске Кәшер (Старый Кашир) Сармановского района. Администратор Ильдус Махмутов дал мне адрес, по которому я связался со школьным учителем истории этой деревни Фаритом Салиховым. Фарит Салихов ответил мне, что есть два племянника Хасанова – Алмас и Зиннатулла; в деревенском Доме Культуры действует музей, в котором значительное место отведено Зиннату Хасанову; этим музеем, как и деревенской библиотекой, заведует супруга Алмаса Якупова Зина.

Было приятно, что на митинге 2010 года было уделено внимание товарищам Джалиля, в связи с чем в Казань даже были приглашены родственники некоторых из них и им была предоставлена возможность выступить. Благодаря этому 25 августа я познакомился с Зиннатуллой Хасановым и его женой Галиёй.

После знакомства с Фаритом Салиховым я начал задумываться и о поездке в Старый Кашир. В том году поездка не получилась и мы договорились, что я приеду к ним весной 2011-го. Но в начале февраля мне позвонил директор их школы Дамир Ядкарович Курмашев с предложением приехать в посёлок Джалиль для участия в научно-практической конференции, посвящённой 105-ой годовщине со дня рождения Мусы Джалиля, затем посетить музей посёлка и музей в деревне Старый Кашир. В результате я и ещё один приглашённый – преподаватель татарского языка Казанского государственного университета Альфат Максумович Закирзянов – на присланной за нами машине вечером 17 февраля прибыли в посёлок нефтяников Джалиль Сармановского района. Утром 18-го в школе № 2 посёлка, после самодеятельного концерта, я познакомился с племянником Зинната Хасанова Алмасом и его женой Зиной. Во Дворце Культуры мы осмотрели музей Трудовой Славы посёлка; один из залов этого музея посвящён Джалилю. Как нам рассказали в школе, этот музей в своё время посещали жена Мусы Джалиля Амина Залилова, писатель Рафаэль Мустафин и писатель из Германии Леон Небенцаль. В концертном зале перед собравшимися выступил начальник НГДУ «Джалильнефть» Каюмов Малик Шафикович, затем слово предоставили гостям. Я передал привет от заведующего Казанским мемориалом Великой Отечественной войны Михаила Валерьевича Черепанова, который не смог приехать на конференцию, и передал его приглашение посетить сайт мемориала, где за последние полтора месяца появились фамилии более полутора тысяч участников войны, считавшихся пропавшими без вести, в том числе уроженцев Сармановского района; перечислил книги и фотоальбомы, переданные в музей посёлка сыном подпольщика Фарита Султанбекова Фоатом, в том числе книгу его отца «Мужество останется в веках»; назвал и свои видеозаписи, привезённые для музея посёлка; поблагодарил коллектив школы Старого Кашира, оперативно передавшего биографию Зинната Хасанова в музей Берлина; наконец, предложил присутствующим ознакомиться со своей статьёй, размещённой на сайте казанского мемориала войны, и задавать мне любые вопросы по этой статье.

Все части:
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6